«Корпорация «Святые моторы» — рецензия Фильм Про
Одно из главных событий года, эстетский и загадочный фильм Леоса Каракса «Корпорация «Святые моторы» пропускать ни в коем случае нельзя. Это не только фаворит Канн, но и один из самых долгожданных среди синефилов релизов прошедшего десятилетия.
Пожилой, усталый, грустный, но всё ещё полный сил человек в течение дня едет в лимузине. Время от времени он гримируется, выходит из машины и проживает маленький эпизод из чужой жизни, становясь то умирающим отцом, то безжалостным гангстером, то монстром из канализации. Эпизод заканчивается, и этот человек едет дальше.
В российском прокате фильм выходит под неблагозвучным названием «Корпорация «Святые моторы», хотя все произносят его так, как оно звучит по-английски: «Холи Моторз». Русскоязычное название было дано фильму под давлением действующего законодательства.
Имя француза Леоса Каракса уже много лет считается символом бунтарского кино о сумасшедшей любви, нонконформизме молодости, болезненном одиночестве и трагической гибели. Этот режиссёр — воплощение романтизма в чистом виде. Его герой-бунтарь бросает вызов всему миру, любит, не признавая никаких пределов, умирает непокорённым и несломленным. Герой почти всегда один и тот же, и играет его уже много лет один актёр — Дени Лаван, альтер-эго режиссёра, странная пародия на Антуана Дуанэля Франсуа Трюффо, которого играл Жан-Пьер Лео. Но там была хотя бы разница в именах, а героя Лавана всегда зовут Алекс — это настоящее имя Каракса. Поэтому ещё неизвестно, кого считать более настоящим — молчаливого угрюмца и грубияна Каракса, скрывающегося за псевдонимом, или его наивного героя Алекса, который активно выражает пластически даже то, что могло бы остаться глубоко внутри.
Каннский видеоблог «Лазурь», посвящённый фильму Каракса
В 80-е годы Леос Каракс стал легендой почти сразу. Первый его фильм, «Парень встречает девушку», был просто интересным дебютом, напоминающем американское «независимое» кино. Он даже назывался по-английски: Boy Meets Girl. Но уже следующие картины, «Дурная кровь», сделанная в стиле французской «новой волны», и уже вполне оригинальный фильм «Любовники с Нового моста», превратили его в объект поклонения молодёжи и любимца критиков. Каракс снимал в главных женских ролях своих любовниц, строил мост Понт-Нёф в Париже в натуральную величину, пускал Лавана в сумасшедший забег под музыку Дэвида Боуи. В конце концов, Леос Каракс настолько превысил бюджет в «Любовниках с Нового моста», что продюсеры стали шарахаться от него, как от чумного. Через несколько лет Каракс совершил ещё одно безумие в «Поле Икс», вставив туда порно-сцены с участием своей новой любовницы Кати Голубевой (русской актрисе, прославившейся в европейском авторском кино) и временно заменившего Лавана Гийома Депардье, кадры с обнажённой Катрин Денёв и концерт невыносимой экспериментальной музыки. Всё это — части плохо прослеживаемой сюжетной линии, отсылающей (впрочем, без особой надежды) к Мелвиллу. На этом «вскрике» непонятому Караксу пришлось начать своё «молчание», длившееся 12 лет — до выхода «Холи Моторз», что сделало это кино одним из самых долгожданных фильмов последнего времени. Все эти годы Каракс нервно курил и шутил, что во всём мире нет достаточно продюсеров, чтобы дать ему деньги на фильм.
Правда, было несколько исключений. Каракс снимался в фильмах своих друзей, а также стал автором одной из новелл в киноальманахе «Токио», выведя на всеобщее обозрение персонажа Дерьмо, которого тоже сыграл Дени Лаван. Как мы теперь знаем, эта новелла была своеобразным анонсом фильма «Холи Моторз» — самого личного, самого безумного, самого сложного и самого кинематографичного высказывания Леоса Каракса за всю его жизнь. Каракс открыл этим фильмом бездну возможностей для интерпретаций и закончил его признанием в любви недавно умершей Кате Голубевой.
В конкурсе Каннского кинофестиваля этого года фильм Каракса был фаворитом, но жюри под руководством Нанни Моретти не дало ему ни одного приза, что можно считать демонстративным актом неприятия.
Каракс всегда любил кино, и фильм он открыл прологом, повторяющим пролог к знаменитому фильму Жана Кокто «Кровь поэта». Художник (его играет сам Каракс) попадает в зазеркалье. Но у Кокто он идёт вдоль стены уже в зазеркалье, а у Каракса — перед входом туда. Что может означать следующее: для Каракса именно обыденность — зазеркалье, а наиболее реален потусторонний мир, равный «потустороннему» кинозалу. Потому что в той, кино-реальности, всё приобретает свой истинный масштаб. Маленькая собачонка превращается в большого пса. Малоподвижный Каракс превращается в динамичного героя Дени Лавана. А вся человеческая жизнь разложена на микроистории, заимствованные из всего опыта мирового кино. Герой Лавана не просто «прыгает» из одного жанра в другой, совершая путешествие по диковатым реалити-шоу. Он каждый раз и остаётся самим собой, и полностью перевоплощается, ставя вопросы о том, что такое человеческая личность и где границы между игрой и сущностью, персоной и ипостасью.
Трейлер фильма «Корпорация «Святые моторы»
Воспринять близкий к совершенству фильм «Холи Моторз» можно, пожалуй, только настроившись на полную открытость языку Леоса Каракса. Согласившись поиграть с ним в жонглирование кинематографическими штампами. Проникшись доверием и сочувствием к герою Лавана, которого хоть и зовут Алекс, но в этом уже можно сомневаться. Поняв мрачное чувство юмора и поэтику Каракса. Полюбив вместе с ним Катю Голубеву. Став полноценным романтиком на эти полтора часа. И пройдя весь путь, который проделывает длинный белый лимузин, которому не случайно Каракс присвоил эпитет «священный».