Исполнительный директор Kraft скрывается, а корпорация продолжает разрушать рабочие места
На прошлой неделе исполнительный директор Kraft Ирен Розенфельд отказалась выступить перед комиссией по расследованиям британского парламента, в том числе – и по видеосвязи. Впрочем, не удивительно – ее пригласили рассказать о судьбе приобретенной корпорацией компании Cadbury, а это неудобная тема. «Kraft отказалась сообщить, где в настоящий момент находится Розенфельд», сообщила 15 марта газета «Guardian».
Впрочем, точно также Розенфельд отказалась выступить перед парламентариями и в прошлом году, когда Kraft неожиданно отказалась от своего обещания не закрывать фабрику Cadburyв Сомердейле. Во время четырехмесячной охоты за Cadburyамериканская корпорация всячески поддерживала убежденность в том, что предприятие продолжит работу – и за счет этого смогла добиться одобрения сделки. Однако едва ударили по рукам, Kraft сообщила 400 работникам сомердейльской фабрики, что сегодня «не их день», и что долго они на этой работе не задержатся. Государственная комиссия по поглощениям официально осудила поведение Kraft как «безответственное» и пригласила Розенфельд дать разъяснения по поводу того, как все это сочетается с прошлогодним обещанием не допускать сокращений в течение двух лет с момента покупки Cadbury.
Как мы знаем, сама госпожа Розенфельд (на фото справа) своим присутствием парламент не почтила. Те, кого Kraft сочла возможным направить на заседание, отказались говорить о продлении моратория на массовые увольнения, срок которого истекает в 2012 году. Зато они сообщили, что корпорация планирует «гармонизировать» систему оплаты труда и социальные гарантии работников Cadbury. Впрочем, представители Kraft заверили парламентариев, что «это не будут меры в духе сокращения расходов».
Одновременно Kraft «гармонизирует»Cadbury со своей европейской схемой ухода от налогов. В декабре 2010 в прессе появились сообщения о том, что Kraft реструктурируетCadbury таким образом, чтобы вывести ее прибыль в Швейцарию, где корпоративный налог почти вдвое ниже, чем в Великобритании. Британские предприятия будут производить продукцию по контракту для швейцарского холдинга, который, таким образом, становится ее собственником. Взамен холдинг будет производить отчисления в пользу Cadburyза использования брендов. Эти суммы, в свою очередь, будут идти из налогооблагаемого бюджета корпорации в США, что позволит сократить выплаты в казну на еще большую сумму.
Разумеется, Kraft не называет эту схему «уходом от налогов» или хотя бы «повышением налоговой эффективности». Нет, все это проходит под вывеской «повышения финансовой дисциплины» и «получения отдачи от сотрудничества с Cadbury».
Вся манипуляция вполне вписывается в продолжающуюся реструктуризацию европейских активов Kraft. В 2009 году британские финансовые менеджеры корпорации так объяснили происходящее: «До апреля 2009 основной деятельностью Kraft было производство и продажа продуктов питания через розничные сети, предприятия общественного питания и торговые автоматы… Совет директоров принял решение продать активы и обязательства британской Kraft Foods UK Ltdи передать их британским подразделениям швейцарских фирм Kraft Foods Europe Procurement GmbH и Kraft Foods Europe Services GmbH… В результате Kraft Foods UK Ltdбудет выполнять лишь торговые функции, осуществляя реализацию продукции Kraft Foods нынешним британским закупщикам и конечным потребителям».
Итак, получается, чтоKraft, крупнейшая американская и вторая в мире после приобретения Cadbury компания (кстати, эта сделка повысила ее доходы на развивающихся рынках на 60% и позволила Ирен Розенфельд выплатить себе вознаграждение в размере 26,3 млн. долларов) отказывается от своей основной деятельности – производства и продажи продуктов питания?
Что ж, профсоюзы в Северной Америке не удивлены этой новостью. Здесь Kraft уже передала большую часть своего производства подрядным компаниям, таким как известная своими антипрофсоюзными действиями Consolidated Biscuit Company(CBC), выпускающая продукцию под рядом брендов Nabisco. Другие продукты производятся по очереди то тем, то этим поставщиком – что держит производителей, работников и профсоюзы под постоянным давлением. Это в пресс-релизах Kraft называется «создание сети поставок мирового уровня».
Поглощение Cadburyвременно увеличило число работников Kraft, но теперь аутсорсинг пойдет даже еще быстрее, чем раньше, ведь корпорации надо скорее переварить съеденное. Все больше число людей, производящих продукты с логотипом Kraft, не являются ее работниками – они работают или на подконтрольный корпорации швейцарский холдинг, или на ее поставщика, или на агентство занятости, поставляющее работников такому поставщику.
И процесс не остановится с переводом прибыли в Швейцарию. В цепочке вполне могут появиться новые посредники. Например, Kraft может организовать лизинг персонала на Cadbury через какое-нибудь формально «независимое» агентство. Это называется «развитие инвестиций в основные бренды».
Впрочем, вывод работников за штат и уход от налогов нисколько не мешают Kraft заявлять о своей «корпоративной ответственности». Возможно, британские парламентарии могли бы удивить Розенфельд своим появлением во время очередной церемонии, куда она прибудет для получения награды за «социальную ответственность и вклад в достойное развитие». Впрочем, от Cadbury к тому времени едва ли останется много того, по отношению к чему Розенфельд могла бы выполнить свои обязательства.
Дата публикации: 21.03.11