«Expert Online»
Объединенная судостроительная корпорация намерена строить свои речные танкеры в особых экономических зонах
«Объединенная судостроительная корпорация» намерена строить свои речные танкера в особых экономических зонах
Фото: ИТАР-ТАСС
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) намерена к августу создать на территории Нижегородской области особую экономическую зону (ОЭЗ) по судостроению. Об этом журналистам сообщил президент ОСК Роман Троценко. По его словам, в нижегородскую ОЭЗ, которая получит название «Волжская», войдут две верфи – «Красное Сормово» и Окская судоверфь.
«Для нас важен статус особой экономической зоны. Это позволяет существенно экономить на налогах, получать льготы по налогу на прибыль, землю, имущество. Это также дает возможность беспошлинного ввоза из-за рубежа комплектующих, которые применяются в российском судостроении и у которых нет аналогов в России. То есть судостроители смогут сэкономить примерно 15-20% от цены судна. Это очень существенная сумма», – пояснил глава ОСК.
Намерение ОСК сделать на базе двух нижегородских верфей судостроительную ОЭС вполне объяснимо. В 2014 году в нашей стране вступают в силу правила Международной конвенции МАРПОЛ (регулирует загрязнение окружающей среды судами), которые сильно ужесточают требования к судам, перевозящим нефть и нефтепродукты. И, по сути, через два года большая часть танкерного флота, работающего в России, должна пойти в затоны или сразу на переплавку. «По нашим оценкам, после вступления в силу правил МАРПОЛ примерно 400 танкеров, перевозящих нефть в России, должны быть единовременно списаны и построены заново. Даже если все российские верфи прямо завтра начнут их строить, к 2014 году будет построено от силы 60 судов», – еще осенью 2010 года заявлял Роман Троценко, обосновывая необходимость развития производства танкеров типа «река–море» на астраханском судостроительном заводе «Лотос». Правда, сделать из «Лотоса» за это время лидера отечественного речного танкеростроения у ОСК не получилось, зато прошлой осенью она смогла купить контроль над настоящим лидером в этой сфере в России – заводом «Красное Сормово». Обычно «сормовичи» последние несколько лет стабильно строили ежегодно по семь-девять современных востребованных российскими и зарубежными перевозчиками речных танкеров. Заказ на этот год, по словам генерального директора судоверфи Николая Жаркова, сформирован в десять судов, в 2013 году «Красное Сормово» должно построить уже 15 судов, в том числе танкеры-продуктовозы серии RST27 для Московского пароходства и «Волго-Балт танкера», входящего в транспортную империю бенефициара Новолипецкого металлургического комбината Владимира Лисина – холдинг UCL.
При этом в UCL входит и Окская судоверфь, расположенная в Навашино Нижегородской области. Но, очевидно, ее возможностей, как и возможностей «Красного Сормово», не хватает для удовлетворения потребностей в новых речных судах. Поэтому, видимо, Объединенная судостроительная корпорация, председателем совета директоров которой осенью прошлого года также стал Владимир Лисин, и намерена ускорить эффективность работы двух верфей организацией на них особой экономической зоны. Еще одна такая зона, по словам президента ОСК Романа Троценко, может быть организована на территории уже упоминавшегося судостроительного завода «Лотос» (Астрахань), где на прошлой неделе госкорпорация по заказу нефтяной компании «ЛУКойл» начала строить буровую платформу для разработки месторождения им. Филановского на Каспии. При этом пока ничего не говорится о том, будет ли на «Красном Сормово» в условиях ОЭЗ возобновлено строительство подводных лодок для Военно-морского флота России, на котором эта верфь специализировалась в советское время (только в послевоенные времена на «Красном Сормово» было построено 25 атомных подводных лодок и 255 дизельных). Пока, судя по тому, что звучало в начале февраля, заказ на строительство почти трех десятков подводных лодок, в том числе и дизельных, ОСК решила разместить на северных верфях страны. «Красное Сормово» при этом, очевидно, останется в роли чисто коммерческой верфи, специализирующейся на удовлетворении потребностей нефтяников в хороших речных танкерах. Работа, конечно, денежная, но по сложности не сравнимая с постройкой подводных кораблей.