Дата:
14.06.2013 - 14:30
«В Петербурге скептически относятся к трамваям от «Синары». Уральская компания прицеливается к рынку Ленобласти
Уральская корпорация УВЗ уже готовится покорять московский рынок легкорельсового транпорта
Не получив контракт на поставку трамваев в Москву, группа предприятий Пумпянского решила аккуратно зайти в район Северной столицы
Группа «Синара» может стать поставщиком трамваев в Ленинградскую область. Ожидается, что рамочное соглашение о сотрудничестве правительства региона и компании, основным акционером которой является Дмитрий Пумпянский, будет подписано уже в 2013 году на одном из крупных форумов. «Синара» – не первый производитель пассажирского транспорта, который готовится покорить рынок легкорельсового транспорта важнейших территорий страны. До этого корпорация УВЗ выиграла крупный контракт на поставку современных трамваев в Москву. О том, почему власти Ленобласти предпочли поставщиков из Екатеринбурга и когда частно-государственный проект будет реализован, – в материале «УралПолит.Ru».
Группа «Синара» начала предварительное обсуждение с руководством Ленинградской области по возможным проектам в сфере легкорельсового транспорта. Речь идет, в частности, о городском и скоростном трамвае. По сообщениям петербургских СМИ, правительство региона рассчитывает на то, что «Синара» локализует в Ленобласти часть производства трамваев в 2014 году. С учетом того, что основные петербургские вагоностроители, в частности Петербургский трамвайно-механический завод и «Вагонмаш», испытывают финансовые трудности и проходят процедуру банкротство, можно предположить, что предприятие группы «Синара» по производству трамваев разместится на одной из этих площадок.
То, что компания из Екатеринбурга выбрала площадку ленинградскую, а не местную, рядом со штаб-квартирой группы, можно объяснить и высоким уровнем конкуренции. В уральской столице успешно функционирует предприятие по производству трамваев – «Уралтрансмаш» (входит в корпорацию УВЗ). К тому же, как ранее писал «УралПолит.Ru», выпускаемые им современные трамваи не так востребованы у екатеринбургских властей.
«Ленинградская область – один из самых перспективных регионов с точки зрения формирования современной городской транспортной инфраструктуры. Со своей стороны группа «Синара» обладает необходимой компетенцией для реализации самых современных технических решений в этом направлении. В настоящее время прорабатываются вопросы, которые могут лечь в основу соглашения о сотрудничестве», – сообщили в центре общественных связей группы «Синара».
В компании затруднились пояснить детали договора. Например, будут ли трамваи, собранные в Ленинградской области, закупаться для нужд региона, или же трамваи будут продаваться в другие города страны, или же продукция завода будет реализовываться сразу по обеим схемам. Сказать тяжело что-то и со стороны: ведь у «Синары» пока нет опыта производства трамваев.
Из машиностроительных проектов металлургической компании стоит отметить выпуск скоростных электропоездов «Ласточка» (Desiro RUS) совместно с компанией Siemens (находится в городе Верхняя Пышма, Свердловская область). Пока никакого другого рельсового транспорта – кроме грузовых и пассажирских электропоездов для нужд РЖД – группа «Синара» не выпускает, однако постоянно пытается зайти на другие транспортные рынки. Так, например, помимо трамваев «Синара» рассматривает возможность производства поездов метро. Это, по данным компании, станет возможно с помощью модификации «Ласточки».
Учитывая, что производство пассажирских электропоездов создавалось практически с нуля в течение трех лет (контракт с РЖД на поставку «Ласточек» был подписан в 2011 году, выпуск первой продукции произойдет в 2014 году, а поставка – только в 2015 году), то сложно представить, как компания сможет локализовать производство новой для себя продукции в Ленинградской области всего за год.
В этом сомневаются и отраслевые эксперты – создать за год нормальное локализованное предприятие «с нуля», не имея опыта в производстве сложной техники, – невероятно трудно.
«Возможность создания локализованного производства зависит от готовности самого проекта. Что такое локализация? Это производство комплектующих на какой-то конкретной территории. Если компания будет заниматься только сборкой комплектующих, которые привезены из-за кордона, то за год наладить такое производство вполне возможно, при этом, уровень локализации может быть всего один процент – местное производство каких-нибудь гаек или винтиков. Добиться более высокого уровня локализации, на мой взгляд, нельзя. К тому же, если они хотят собрать всего один трамвай к 2014 году, как сейчас собрали «Ласточку», то у них это получится, а вот серийное производство наладить за год – вряд ли. Тем более, нужно еще смотреть, на какой площадке будет организовано производство, если например, на уже готовом заводе, где есть необходимое оборудование, то это ускорит процесс», – отметил директор Союза машиностроительных предприятий Свердловской области Андрей Бухмастов.
Очевидно, что трамваи и Ленобласти, и Питеру нужны: в концепции социально-экономического развития области на период до 2025 года уже предусмотрено создание линий легкорельсового транспорта, в том числе с целью соединения территорий, прилегающих к Санкт-Петербургу (Всеволожский район и др.). Для реализации этого пункта документа, скорее всего, и потребуется обновление трамвайного парка. Однако питерцы в перспективы появления на их улицах трамвая с Урала не верят.
«В Петербурге очень скептически оценивают возможность создания трамвая компанией «Синара», – отмечает руководитель регионального общественного движения (РОД) «Петербуржцы за общественный транспорт» Владимир Федоров. – У нас уже пытались строить трамваи такие мировые марки, как AnsaldoBreda, Alstom, Pesa. Теперь еще и Skoda. Однако дальше разговоров никуда ничего не сдвинулось. Поэтому вероятность появления на рынке трамвая от «Синары» оценивается очень низко. На производственных площадях «Вагонмаша» точно не возникнет ничего. К концу года квартал должен быть снесен под жилищное строительство. Возможна покупка ПТМЗ, но вряд ли кому-то нужны его площади и удастся сторговаться за те долги, которые есть у завода. Оборудование и земля столько не стоят. А больше у завода нет ничего стоящего – только долги».
По словам Владимира Федорова, для строительства легкорельсового транспорта Ленобласти придется договариваться с городом, а власти Санкт-Петербурга до сих пор не определились, какой транспорт будет ходить в северной столице в будущем. «Поэтому вряд ли кто пустит «Синару» на питерские рельсы...», – заключает общественник.
В правительстве Ленинградской области не сумели оперативно пояснить, как они оценивают перспективы сотрудничества с «Синарой».
«УралПолит.Ru» будет следить за развитием событий.
Смотрите другие новости
новости Санкт-Петербурга и Ленинградской области
© Информационное агентство «ФедералПресс»
Татьяна Кожихова